Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Перед исследователем любой проблематики в области административно-процессуального права всегда стоит необходимость выяснения ряда концептуальных вопросов: что именно следует понимать под упомянутым явлением; какую сферу социальной жизни оно охватывает; каков его реальный объем др. И уже на данном этапе он сталкивается с объективными трудностями. Несмотря на общее признание административно-процессуального права структурным элементом отечественной правовой системы, несмотря на постоянное подчеркивание его роли регулятора государственно-властных отношений, в научном мире до сих пор не выработано единого взгляда на этот незаурядный феномен.
Уже более полувека большинство научных дискуссий состоят по поводу того, какие же именно аспекты правоприменительной деятельности органов государственной власти следует относить к разряду административно-процессуальных. На этом фоне представители различных теоретических школ демонстрируют почти противоположные подходы к детерминации административного процесса. Иногда под ним понимают только судебное разбирательство дел об административных проступках, а иногда – всю многогранность исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти.
Подобное расхождение взглядов не могло не отразиться на современном представлении о административно-процессуальном праве как системе юридических норм, науку и учебную дисциплину. Очевидно, что решение этой проблемы невозможно без осознания разновекторных процессов развития правовой теории, которые за несколько десятилетий повлекли формирование почти противоположных концепций административного процесса. Таким образом, исследование особенностей развития административно-процессуального права является актуальной задачей.
Объект исследования – понятие и источники административно-процессуального права.
Предмет исследования – проблемы становления и развития административно-процессуального права.
Цель исследования – изучение понятия источников и проблем становления и развития административно-процессуального права.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Охарактеризовать сущность административно-процессуального права.
2. Проанализировать особенности становления и развития административно-процессуального права.
Методологическую основу исследования составил общий и историко-правовой, логико-юридический анализ, а также анализ документов.
Нормативная база – Конституция РФ, федеральные конституционные законы, содержащие административно-процессуальные нормы, нормативные указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Теоретическую базу исследования составили работы таких ученых, как, К. С. Бельский 3, Я. Л. Ванюшин 9, П. Г. Виноградов 5, А.А. Демин 8,
А. Е. Лунев 11, С. П. Покровский 16, Ю. А. Тихомиров 20.
Гипотеза исследования – в качестве основной формы административной юстиции может рассматриваться административное правосудие как способ разрешения административно-правовых споров посредством специального вида юридического процесса - административного процесса.
1. Сущность административно-процессуального права
1.1 Понятие административно-процессуального права
Исполнительно-распорядительная деятельность административных органов играет достаточно большую роль в жизни общества, опосредует порядок решения большого количества индивидуально-конкретных дел органами государственной власти, администрацией предприятий, учреждений, организаций. В значительной мере эти дела затрагивают интересы граждан, нередко независимо от их желания.
Оформляя приобретенный автомобиль, получая необходимую справку, совершив административное правонарушение, граждане вступают в административно-процессуальные отношения, урегулированные нормами административно-процессуального права, которые направлены на правильное и оптимальное решение конкретного административного дела. Эти нормы позволяют реализовать на практике требования материально-правовых норм.
Термин «процесс» (от латинского processus) – прохождение, продвижение вперед. Возвращаясь к исторически-правовым источникам данного термина следует отметить, что в российской юриспруденции термин» процесс», использовался, в смысле, как судебный порядок разрешения дел. К примеру, в одном из словарей конца XVIII века процесс определяется – «как записывать и осуществлять суд» («как записывать и производить суд») 7, с. 63.
Как синоним к понятию «административный процесс» употребляли также термин «административная юстиция». Скажем, в словаре юридических и государственных наук 1902 г. издания «административный процесс (юстиция)» определяется как «разрешение споров о законности распоряжений органов управления и самоуправления, начинающиеся особым административным иском и осуществляются особыми учреждениями, называются судами административными. Цель административного иска – добиться отмены незаконного распоряжения» 8, с. 9.
Несмотря на дискуссии в теории административного процесса, о которых речь пойдет дальше, во многих советских словарях сохранился традиционный подход к определению понятия «процесс». Например, в Советском энциклопедическом словаре 1985 г. издания процесс, с юридической точки зрения, определяется как «порядок рассмотрения дел в суде, судопроизводство; судебное дело», хотя собственно «административный процесс» определяется как «деятельность государственных органов по решению конкретных административных дел в сфере государственного управления» 8, с. 10.
Таким образом, даже несмотря на специфику административного права во времена СССР, в нашем юридическом языке термин «процесс», прежде всего, применялся для обозначения судебного разбирательства.
Учитывая теоретико-правовые основы, процесс является совокупностью взаимосвязанных действий, направленных для достижения определенного результата. В свою очередь, юридический процесс-это совокупность взаимосвязанных действий, урегулированных процессуальными нормами права. Если нормы материального права определяют наличие определенных прав у лица, то именно благодаря нормам процессуального права указанные права воплощаются в реальную жизнь.
Иными словами, юридический процесс закрепляет порядок производства определенных действий. Административный процесс правомерно занимает место среди других видов юридического процесса - уголовного, гражданского, хозяйственного. Правда определенные схожие черты граничат с различиями, о которых будет сказано ниже.
Дискуссии по поводу определения и роли административного процесса ведутся еще с 60-х годов XX в. Начало было положено двумя монографиями известных российских ученых: Н. Г. Салищевой «Административный процесс в СССР» (1964 г.) 18 и В. Д. Сорокина «Проблемы административного процесса» (1968) 19, с. 47.
Первый автор воспринимала административный процесс сугубо в поле разрешения конфликтных (юрисдикционных) дел. В свою очередь, второй исследователь доказывал необходимость понимания административного процесса более широко, с учетом как юрисдикционной составляющей, так и деятельности органов исполнительной власти по обеспечению реализации норм материального права в делах положительного (неконфликтного) характера.
Однако в настоящее время ведущие ученые в области исследования процессуальных отношений – Ю. П. Битяк, И. П. Голосниченко, В. К. Колпаков, А. В. Кузьменко, Н. Н. Тищенко и другие – под административным процессом понимают: порядок, правила, по которым реализуются материальные нормы административного права; деятельность исполнительных органов по реализации административного и других отраслей права; об административных производств принадлежат нормотворческие, учредительные, дисциплинарные, исполнительные, контрольные производства и производства по делопроизводству и др.; что производство по делам об административных правонарушениях является разновидностью исполнительно-распорядительной деятельности 9, с. 52.
На основании научных достижений названных выше ученых было сформировано две концепции административного процесса, так называемые юрисдикционную и управленческую концепции административного процесса.
Юрисдикционная концепция административного процесса заключается в понимании его как урегулированной нормативно-правовыми актами деятельности органов административной юрисдикции по рассмотрению и решению административных дел, преимущественно дел об административных правонарушений и дел по применению мер административного принуждения.
В свою очередь, управленческая концепция административного процесса определяет его, как урегулированную нормативно-правовыми актами деятельность органов государственного управления по рассмотрению индивидуально-конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления.
Отходя от устаревшего понимания административного процесса (административно-процессуального права), необходимо проанализировать современные подходы к его пониманию.
Административно-процессуальное право, хоть и является отдельной самостоятельной отраслью национального публичного права, оно не может существовать оторвано от других отраслей права, в первую очередь – административного права. С новейшим развитием административного права России, который характеризуется уходом от его управленческой функции к обслуживающей приобретает развитие административно-процессуальное право.
Эти тенденции предопределяются следующими факторами. Первый заключается в том, что административно-процессуальное право регулирует процессуальные отношения, которые базируются на нормах административного (материального) права.
Ведь теорией права выработаны четкие постулаты, которые беря в основу разделения всех отраслей права юридическое содержание общественных отношений, выделяют материальные и процессуальные отрасли права, которые хоть и являются самостоятельными правовыми институциями, однако взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга 14, с. 107.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. – Ст. 4398.
Научная и учебная литература
2. Алексеев С.С. Теория права / С.С. Алексеев. – М.: БЕК, 2015. – 320 с.
3. Бельский К.С. Административное право России: Курс лекций / К.С. Бельский; под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М.: Наука, 2008. – 231 с.
4. Вавилин Е.В. Гражданское правоотношение в механизме реализации субъективного права и исполнения субъективной обязанности / Е.В. Вавилин // Журнал российского права. – 2007. – № 7. – С. 21-25.
5. Виноградов H.A. Предмет, система и источники советского военно-административного права: Дис. канд. юр. наук /Н.А. Виноградов. М.; 1944. – 70 с.
6. Гражданское право: учебник. В 3 т. Т.1. – 7-е изд., перераб. и доп. // под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. – М: Статут., 2009. – 255 с.
7. Грибанов, В. П. Осуществление и защита гражданских прав/В.П. Грибанов. – М.: Статут, 2014. – 211 с.
8. Демин А.А. Понятие административного процесса и кодификация административно-процессуального законодательства Российской Федерации / А.А. Демин // Государство и право. – 2000 – № 11. – С. 9–15.
9. Курс лекций по административно-процессуальному праву : учеб. пособие / Я. Л. Ванюшин, О. В. Гречкина, Э. Л. Лещина, А. Д. Магденко ; под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Майорова. – Челябинск : Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – 230 с.
10. Лебедев А. Ф. Общая теория права : учеб. пособие / А. Ф. Лебедев. – Минск : Изд-во Гревцова, 2013. – 304 с.
11. Лунев А.Е. Военная служба и гражданство. Вопросы административного и военно-административного права /А.Е. Лунев // Труды военно-юридической академии. Вып. VІІ / Под. ред. С.С. Студеникина. – М., 1948.
12. Малахов В. П. Многообразие методологий современной теории государства и права / В. П. Малахов // История государства и права. - 2010. - № 6. - С. 2-17.
13. Матузов Н.И. Теория государства и права: учеб. / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юрист, 2017. – 540 с.
14. Могил С.К. Государство в предупреждении и ликвидации последствий аварий и катастроф / С.К. Могил // Актуальные проблемы государства и права: сб. науч. трудов – Вып. 6, Ч. ІІ. – М: Астропринт, 2015. – С. 107.
15. Общая теория государства и права: учеб. пособие / Г. А. Василевич [и др.]; под общ. ред. А. Г. Тиковенко. - Минск: Книжный Дом, 2006. – 320 с.
16. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. Изд. 3-е. стереотипное/ И.А. Покровский. – М.: Статут, 2011. – 340 с.
17. Рассказов Л. П. Теория государства и права: углубленный курс: учебник/ Л. П. Рассказов. - Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – 558 с.
18. Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР / Н.Г. Салищева. – М: Юрид. лит., 2012. – 158 с.
19. Сорокин, В. В. Толкование современного права: поиск предмета / В. В. Сорокин // Российская юстиция. – 2017. – № 6. – С. 46-49.
20. Тихомиров Ю.А. О концепции развития административного права и процесса/ Ю.А. тихомиров // Государство и право. – 1998. – № 1. – С. 5–14.
21. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров/ В. Н. Хропанюк; под ред. В. Г. Стрекозова. - 9-е изд., стереотипное. - Москва: Омега, 2015. – 323 с.